ВЫБРАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Адаптация к школе

Важно создать у ребёнка ощущение того, что окружающий мир настроен к нему доброжелательно.

Бывают родители с авторитарным подходом, которые «лучше всех всё знают». В таких семьях самые несчастные дети, потому что у их родителей очень высокая планка. Лучшая оценка из их уст звучит так: «Ты сделал хорошо, но мог сделать ещё лучше».

Другая группа родителей говорит, что не важно, как ребёнок учится, — главное, чтобы ему было хорошо. А что такое хорошо? Когда не захотел идти на урок и не пошёл? Это уже попустительство. Существует третий подход, который не калечит психику ребёнка, — когда родители вникают во все интересы ребёнка, но не занимают полностью это пространство, а помогают ему выбрать.

Очень важно соблюдать режим, в случае с домашними детьми — особенно. Если семья ложится спать и встаёт в одно и то же время, то никаких проблем с ранним пробуждением у ребёнка не будет. Для сна необходимо 8–9 часов, желателен и непродолжительный дневной сон

Самооценка ребёнка формируется на основе того, как его оценивают родители: какой он — хороший, добрый, ответственный.

Мамам и папам необходимо хвалить ребёнка за личностные достижения. Если ребёнок не в силах что-то сделать самостоятельно, то не следует обвинять его в том, что он неумёха, беспомощный. Следует помочь ребёнку, направить.

Необходимо понимать, что хвалить ребёнка надо действительно за достижения, а не за его элементарные навыки и умения. Сама похвала — это некая оценка зачастую не действий ребёнка, а его личности. Например, в ситуации, когда ребёнок нарисовал красивый рисунок, не следует говорить ребёнку о том, что он самый лучший, надо сказать: «Рисунок у тебя получился замечательный, я вижу, ты очень старался!»

О причинах стеснительности спорят: есть мнение о том, что если родители были стеснительные, то и дети могут быть стеснительными, то есть застенчивость передаётся по наследству. Другие специалисты считают, что стеснительности ребёнок учится.

Частая причина стеснительности — это неуверенность в своих силах. Мамам и папам надо внимательно относиться к тому, что они говорят своему ребёнку, как они хвалят и ругают. Важно хвалить или ругать не личность ребенка, а конкретный поступок.

Если ребёнок боится ошибиться, ответить неправильно, то важно понимать, что этот страх откуда-то взялся, кто-то сказал ребёнку, что ошибаться — это плохо, стыдно, некрасиво. Вероятно, это сделали родители или учитель. Чтобы исправить эту ситуацию, надо донести до сознания ребёнка, что ошибаться — это нормально, естественно.
Иногда у детей бывает по утрам плохое настроение, но надо тоже с пониманием относиться к этому. Если у ребёнка плохое настроение, не надо водить вокруг него хороводы, «давай я тебе и то сделаю, и это». Надо как-то поспокойнее, но эту поддержку дать: «да, у меня тоже иногда бывает плохое настроение по утрам».

Родителям надо присмотреться, сколько времени ребёнку утром требуется на сборы. Кому-то 15 минут, кому-то 40. Портфель можно складывать с вечера. Но посмотрите, сколько времени ребёнку надо от пробуждения до выхода из дома, чтобы спокойно всё сделать. Будите ребёнка, учитывая это время, и настраивайте на позитивный лад.

Провожая в школу, никаких особых слов говорить не надо, просто «пока, удачи» или так, как это принято в вашей семье между взрослыми. Точно не надо давать негативных установок, таких как «давай без замечаний», «давай без двоек сегодня», он ничего ещё не сделал, а ему уже говорят про замечания.

Встречая из школы первоклассника, интересуйтесь его жизнью, а не только учёбой. Наблюдайте за его состоянием. Поддерживайте, если произошла неудача, важно помочь ему проанализировать ситуацию, а не ругать
Занятия, связанные с физическими упражнениями, лишними не будут точно. Например, плавание, хореография. Речь идёт о занятиях, которые носят оздоровительный характер.

Не стоит забывать об эстетическом воспитании — творческих студиях, кружках рисования.

Есть исследования, что у девочек, которые занимаются рисованием, повышаются результаты в математике. Возможно, это связано с тем, что в математике требуется такая способность, как моделирование, а рисование развивает эту способность. Занятия музыкой помогают в изучении русского и иностранных, особенно восточных языков. Благодаря занятиям музыке развивается интонационная чувствительность.

Но всё это без фанатизма. Необходимо помнить об опасности перегрузок. Не нужно перегружать ребёнка, «танцевать» все выходные или ходить на спортивные тренировки по два раза в день. У ребёнка должно быть свободное время.